Мечта любого дизайнера – это пропорции современных гоночных
автомобилей, - утверждает фон Хольцхаузен, главный дизайнер
северо-американского подразделения Mazda.
Крылатая ракета от Mazda. Американские кинорежиссеры обожают показывать в своих фильмах
истребители, летящие над сопками или даже в горах так низко, что
летчикам приходится огибать рельеф местности и маневрировать между
наиболее высокими вершинами. По поверхности земли при этом красиво и
романтично скользят тени самолетных крыльев.
Еще ниже и, кажется, еще быстрее перемещаются
крылатые ракеты, незаметные не только человеческому глазу, но и радарам
противника.
Новое и вполне миролюбивое создание
дизайнеров и инженеров компании Mazda, концептуальная
модель с поэтичным названием Furai, как ветер, проносится над калифорнийской
трассой Laguna
Seca, повторяя контуры дорожного полотна на высоте дорожного
просвета.
При этом Mazda Furai
движется так быстро (а ее максимальная скорость по информации из
различных источников составляет от 300 до 340 км/час), что вертолету с
телеоператором приходится совершать постоянные «срезки» над полем
автодрома, чтобы успеть хотя бы что-нибудь заснять. Однако оператору все
равно почти ничего не удается. Форма нового японского автомобиля с
точки зрения аэродинамики настолько совершенна, что взгляду, как и
воздуху, зацепиться просто не за что. В движении MazdaFurai
практически нельзя увидеть, почти как крылатую ракету. Можно лишь
услышать пение ее 450-сильного роторного двигателя. Придется попросить пилота
Furai
Джеми Баха (Jamie Bach) остановиться.
Пополнение семейства. При остановке машины у боксов команды B-K Motorsports,
специалисты которой принимали непосредственное участие в разработке
уникального автомобиля, появляется возможность неспешно рассмотреть
детали.
Первое, на что обращаешь внимание, это то, что новая
концептуальная модель Furai
является абсолютно логическим продолжением и развитием всего семейства
концептов Mazda –
Nagare.
Но более других членов семьи NagareFurai
похожа на свою немногим более старшую сестру – Mazda Taiki,
представленную в Токио около месяца назад. На этот раз никто из
создателей концепта Furai
не стал рассказывать о двух плащах хагоромо, которые послужили основой
для создания внешнего облика автомобиля. Но не нужно быть дизайнером
или сильно напрягать зрение, чтобы заметить, что кузов MazdaFurai
создан с помощью тех же приемов, что и «платье»Taiki. Он также сильно
сужается и поднимается в задней части. А кокпиты обоих автомобилей имеют
близкие по форме стеклянные крыши-капсулы, снова напоминающие колпаки
боевых самолетов. Используемые в обоих случаях приемы намного больше
подходят для автомобиля с «центральным» расположением силового агрегата,
чем для машины, имеющей компоновку классическую. Так же, как и сама
среднемоторная компоновка идеально походит для создания суперкара, тем
более время от времени превращающегося в гоночный болид.
Новая концепция. Идею создания MazdaFurai
охотно раскрыл Францфон Хольцхаузен (Franz
von Holzhausen), главный дизайнер северо-американского подразделения Mazda
, возглавлявший работу над проектом: «Исторически образовался
четкий разрыв между гоночными болидами, предназначенными для
использования исключительно на специальных трассах, и суперкарами,
которые выезжают на дороги общего пользования и имитируют настоящие
гонки. Furai
намеренно размывает границы, которые традиционно разделяют дорогу и
гоночный трек».
Mazda Furai
построена на базе гоночного болида Courage C65,
участвовавшего в гонках American Le
Mans Series (ALMS) под управлением команды B-K
Motorsports и под флагом MAZDASPEED Motorsports Development,
и оснащена его шасси, изготовленным из углепластика и композитных
материалов. Неизменным остался и трехсекционный роторно-поршневой
двигатель мощностью 450 л.с. Его лишь настроили под использование
этилового спирта.
Кокпит же гоночной машины подвергся существенной
переработке, прежде всего для того, чтобы обеспечить в салоне Furai
приемлемый уровень комфорта для двух человек. В оригинальной гоночной
конструкции пространство пассажира занимают различные электронные
устройства, поэтому эти компоненты пришлось перенести в другие места.
Стеклянная крыша сделана несколько шире, чем кокпит болида Courage C65,
для обеспечения достаточной высоты потолка над головой, ширины кузова на
уровне плеч и достижения необходимой обзорности. В рулевое колесо
встроены электронный дисплей и лепестковый переключатель коробки
передач. Двери, подвешенные наподобие крыльев бабочки, обеспечивают
наиболее удобную посадку и высадку. В данном случае дизайнеры
последовали подходу, который доказал свою разумность в гонках на
выносливость в течение многих лет. Но интерьер Mazda Furai
разбит на две разноцветные зоны, пилота и пассажира – так же, как это
было сделано у Mazda Taiki,
только не черную и белую, а черную и красную. В таком экстремальном
автомобиле и пассажир не расслабится.
Торжество движения. Концепт Furai
является поворотным моментом в процессе разработки темы Nagare.
В то время, как предыдущие четыре образца исследовали различные пути
выражения философии дизайна и эстетики Mazda, в этом автомобиле все
подчинено функции – каждая мельчайшая деталь служит определенной цели.
Сутью же Mazda Furai
в целом является быстрое движение. И если при разработке хороших машин
форма обычно следует за функцией, то при создании Furai
эти два аспекта просто слились в единое, неделимое и одновременное
целое.
«Мечта любого дизайнера – это пропорции современных
гоночных автомобилей, - рассказывает фон Хольцхаузен, – Высота Furai
составляет менее 40 дюймов, однако в ширину он достигает почти 80
дюймов». Как тут не вспомнить легендарный FordGT40
из шестидесятых! И MazdaFurai
поражает воображение не только пропорциями, но и своим силуэтом. В то
время как последний является следствием конструкции кузова, в котором
все подчинено улучшению аэродинамических показателей. Основными
критериями при создании автомобиля были коэффициент аэродинамического
сопротивления, прижимная сила, подъемная сила и общая эстетика.
Мало того, в кузове Furai
функциональна, а поэтому красива, каждая отдельная деталь и каждая
поверхность. Форма, приданная боковым поверхностям кузова, служит для
направления потока воздуха к тормозным механизмам задних колес,
масляному радиатору и радиатору охлаждения рабочей жидкости коробки
передач. Пакет аэродинамического оборудования направляет воздух,
попадающий под переднюю часть автомобиля, внутрь кузова, к радиаторам
системы охлаждения двигателя. Расположенный под днищем диффузор,
поднимающийся за кокпитом, также увеличивает поток воздуха, проходящего
через моторный отсек. Даже окантовка фар является элементом,
препятствующим образованию подъемной силы.
Задачу оптимизации аэродинамических
характеристик Furai дизайнеры и инженеры Mazda решали в
сотрудничестве со специалистами из компании Swift
Engineering. При разработке, постройке и доводке концепта Furai
команда инженеров использовала программное обеспечение Computational
Fluid Dynamics (CFD), хорошо зарекомендовавшее себя в ходе
разработок гоночных автомобилей. Благодаря исследованию с помощью этой
программы стало понятным, что нет надобности в большом заднем антикрыле.
Хороший аэродинамический баланс создают встроенное переднее антикрыло и
собственно сами поверхности кузова.
А, чтобы показать, что этот концепт выходит далеко за
рамки обычного статического аэродинамического анализа, дизайнеры Mazda
, разработчики, исследователи и спортивная команда совместными усилиями
превратили Furai
в лабораторию на колесах, способную передвигаться со скоростью 180
миль в час и демонстрировать свои функциональные возможности.
Второе дыхание. Помогли партнеры из компании Swift
Engineering и в работе над роторным мотором. У Mazda Furai
воздух, необходимый для сгорания рабочей смеси, подается в двигатель
модифицированным воздухозаборником Turbo Tongue, который инженеры
компании разработали для гоночных автомобилей Indy car около десяти лет
тому назад. Он немного возвышается над поверхностью крыши автомобиля,
чтобы забирать чистый воздух выше граничного слоя. Разработка
зарекомендовала себя на концепте настолько хорошо, что Mazda
совместно с компанией Swift
подали заявку на патент. Это – настоящее произведение искусства,
которое удачно вписалось в дизайн и общую конструкцию автомобиля.
Через сорок лет с момента своего появления на
автомобилях Mazda, в том числе и в связи с резким возрастанием интереса к
альтернативным видам топлива, роторные двигатели компании будто бы
начали обретать новую жизнь. Опыт Mazda Furai
– это первый опыт работы роторного гоночного двигателя на этаноле, и
его результаты подтверждают, что мотор Mazda обладает
уникальной способностью работать на различных видах топлива.
«В нашем представлении совершенный автомобиль Mazda
должен быть оснащен роторным двигателем, и мы не имеем ни малейшего
намерения отказываться от данной ценности. Когда люди думают о самых лучших
спортивных автомобилях в мире, они обязательно вспоминают о Mazda
RX-7
с роторным мотором», - с нескрываемой гордостью говорит Франц
фон Хольцхаузен.
Mazda – инопланетянка. При всем описанном выше сходстве с истребителями и крылатыми ракетами в
динамике, в статике Furai производит впечатление существа почти живого.
Даже если инопланетного, то все равно – живого. С некоторых ракурсов Mazda Furai
выглядит немного похожей на фантастическую птицу с большой головой,
массивным клювом и четырьмя крыльями. Во всяком случае, такой она
представляется в пределах автодрома или на подиуме Мотор Шоу в Детройте.
Но стоит Furai
оказаться в городской среде, как она начинает восприниматься
совершенно иным образом. На речной набережной новая Mazda выглядит
скорее как идеально сложенная инопланетная красавица, совершающая
ранним утром легкоатлетическую пробежку. Возвращаясь к своей летающей
тарелке, Furai
ненадолго останавливается у цветочной палатки: возможно, решает купить
розы, чтобы легче было налаживать контакт с туземцами, или ей просто
захотелось по-земному украсить свое космическое жилище. По меньшей мере,
это не сама инопланетянка, а всего лишь транспортное средство, которое
инопланетные существа выбрали для своего передвижения по поверхности
Земли. Но в таком случае оно доставлено к нам с планеты, на которой уже
привыкли использовать возобновляемые источники энергии и гармонично
сосуществовать с окружающей средой – т.е. прямо из нашего светлого
будущего.
Кажется, что компания Mazda
преуспела в том, чтобы ее автомобили выглядели японскими, были
спортивными и оставались дружественными к биосфере. И не только
технологически, но и эстетически.
Перспективы. «Mazda не собирается позиционировать Furai как гоночный автомобиль, но
это и не суперкар, который компания планирует производить и продавать в
ближайшем будущем. Скорее, Furai
– это студийная разработка, которая балансирует между двумя этими
идеями», - туманно говорят официальные лица компании. И большинство СМИ
оценили это заявление как категорический отказ компании Mazda
от серийного производства Furai
.
Но может ли фирма создать оригинальную концепцию
проекта, нащупать новую рыночную нишу, построить удачный ходовой образец
с уникальным дизайном и не менее интересной конструкцией, а затем все
бросить? И она готова сделать это в тот момент, когда тысячи
автолюбителей со всего мира готовы поставить свои подписи под письмом к
руководству Mazda Motor, содержащем просьбу о немедленном начале
производства суперкара-гоночного болида? А если новый болид окажется
способным переписать легенду GT40?! Неужели японская компания упустит
свой шанс? Похоже ли это на сегодняшнюю динамичную и активную Mazda
Motor?